Свет после света

boris-rybakov-yazychestvo-slavianРод, древний русский бог, потерял своё имя и принял имя Свет. «Праздником этого Света является каждый первый день семидневной недели — воскресенье, «День солнца» у многих народов». [1] Однако Свет, под именем которого укрылся Род, это не солнечный свет — «язычники поклоняются не солнцу”, а «белому свету», и значит, следует уточнить, не «Вселенной», [2] поскольку «это, очевидно, тот самый свет, существовавший, по древним представлениям, независимо от солнца», «о котором говорится в Библии при описании первого дня творения» [3] – в первый день бог создал свет, а в третий — светила. Свет существовал до Вселенной с её звёздами. Свет до света. Древние русские разделяли Свет и Вселенную на символическом уровне: «Солнце в народном искусстве могло обозначаться разными способами (круг, крест, крест в круге, круг с восьмилепестковой или шестилепестковой розеткой), но понятие «белого света, идентичное понятию Рода, выражалось только шестилепестковой розеткой, только колесом с шестью спицами». [4] Однако из сказанного следует, во-первых, что шесть лепестков в круге — это изначально не солнечный символ, что понятие солнца проникло в него в какое-то позднее время; во-вторых, Род был тоже следствием «белого света», что он только укрылся в нём, сдвинулся к нему, чтобы спастись. Не только «христианский персонаж в соперничестве с древним Световитом-Родом должен был сказать: «Аз есмь свет!», [5] но и сам Род должен был это сказать — я есть свет «не имеющий источника», «неосяжаемый и неисповедимый», как эманация божества, творящего мир». [6] Указанием на то, что Род только укрылся в «белом свете», а не обладает атрибутом «белого света» служит — и, тем более, он не является «белым светом», служит то обстоятельство, что «белый свет» создан до того как была создана Вселенная. Род изначально и есть Вселенная. «Этот взгляд на Рода закрепляется данными, получаемыми из ранних переводов, где книга Бытия, в которой повествуется о сотворении мира, именуется «Родьство», а бог-творец — «рододелатель». [7] Круг древнерусских слов, которые соответствуют корню «род», можно разделить на четыре группы, и все они относятся к бытию: первая группа «природная» — «род», «народ», «родня», «родина», «урожай» и так далее; вторая «водная» — «родники» и цветы, растущие возле воды — «родии», то есть водяные лилии; третья группа «сферическая» — «родиа», то есть шаровая молния, «родiѥ”, то есть плод граната; четвёртая — красный цвет, взятый, видимо, в связи с огнём. [8] Изначальный Род — шар красного света, в котором верхняя полусфера — небо, а нижняя — земля, между которыми текут воды. «Белый свет», как ясно, находится вне этого круга понятий. Его символ, шестилепестковый «громовый знак», выше солнца, выше «мирового древа». [9] Русский бог-изгнанник обретается в этом свете. Но этот свет, поскольку Вселенная для него уже была, находится после бытия. После света.

[1] Борис Рыбаков. Язычество древних славян. — 3-е изд. — Москва: Академический проект. 2015. Страница 478-я.
[2] Здесь же.
[3] Здесь же.
[4] Здесь же, страница 479-я.
[5] Здесь же, страница 480-я.
[6] Здесь же, страница 478-я.
[7] Здесь же, страница 476-я.
[8] Здесь же, страница 475-я.
[9] Здесь же, страница 480-я.

Comments are closed.