Автора! И сюжет!

Pol Blum. Nauka udovol'stviaПоиск реальности второго сорта не даёт результата. Реальность не гомогенна, но в любой точке равна самой себе, то есть реальна. Тем более не удаётся представить мысль, а с нею воображение, реальностью недостаточной, то же касается и попыток поставить на первое место воображение, а реальность на второе. В общем, это похоже на стремление указать место воздуху, воде и камню в их отношении к реальности. Определения реальности, между тем, у нас нет, но есть феномены реальности, важнейшие из которых – художественная проза и реалити-шоу. Последнее и есть собственно реальность, наряду, правда, с другими формами документированного сообщения. За ними находится действительность, но она не дана нам ни в каком виде за исключением историй. Наш опыт отрицает существование заточенных полицейских и грабителей банков, поскольку таковых нет среди преподавателей, студентов и аспирантов нашего университета. Главное, что делает история, то есть зафиксированное воображение, это доносит до нас представление о действительности в обход опыта, несмотря на то, что мы можем считать истории «суррогатами реальных событий», лучшие из которых, «позволяют забыть, что это вымысел». [1] «Забыть вымысел» – относится к качеству истории, а не к её сущности, не сводимой ни к информации, ни к форме, ни к сюжету, ни к другим проявлениям истории, которые не могут сами по себе объяснить её притягательность. Предположение, что «вымысел существует» постольку, поскольку «есть существо, которое реагирует удовольствием на определённые впечатления от реального мира и не вполне отличает реальное от воображаемого», а его «способность наслаждаться историями – это бесплатный бонус, счастливая случайность», [2] не кажется убедительным, ведь насладиться оно может и реальными событиями, при этом не переживая о том, вымысел это или нет. «Мы получаем массу удовольствия от реальных трагедий» [3] и драм. Но в реальных событиях есть множество неустранимых недостатков, которые могут быть исправлены в выдуманных историях, в первую очередь бессмыслица, которая в истории устраняется при помощи диалога, который предназначен именно вам. В реальности диалог предназначен всем. Бессмыслица вызвана и отсутствием автора, а у вымысла автор есть, «вы находитесь в руках кого-то, кто контролирует сюжет, убеждает, приводит вас в восторг и запутывает». [4] Вы находитесь в ладонях автора. Но при этом в истории значительно меньше, чем в реальности, «бу-бу-бу», того, что «привлекает внимание к автору и отвлекает от сюжета», [5] а также рассуждений на темы морали, поучений, глупости и скуки. Теперь, правда, «нам не приходится выбирать между вымыслом и действительностью. Мы можем взять всё лучшее из обоих миров и превратить события, известные людям как реальные, во впечатления куда более сильные и интересные, чем обычные ощущения при восприятии реальности». [6] Реальность всё-таки получила автора и сюжет. Не впервые в истории.

[1] Пол Блум. Наука удовольствия: почему мы любим то, что любим. Перевод А. Ширикова. Москва: аст: corpus. 2014 Страница 206-я.

[2] Здесь же, страница 200-я.

[3] Здесь же.

[4] Здесь же, страница 208-я.

[5] Здесь же, страница 206-я.

[6] Здесь же, страница 203-я.

Comments are closed.