Закон сохранения реальности

Pol Blum. Nauka udovol'stviaИли закон сохранения сущности, в соответствии с которым о мире нельзя подумать, что его нет, потому что то, о чём мы думаем, всегда есть, иначе мы не смогли бы подумать о том, что его нет. Наша мысль всегда содержательна. Мы можем не думать о том, чего нет, но только в том случае, если мы не думаем и о том, что не думаем. Но содержание возникает, если мы думаем, что не думаем. Мысль созидает мир против нашей воли, поскольку не думать мы не можем. Мы – миростроительные машины. В этой связи нас вряд ли удивит предположение, что «эмоции, вызванные художественной литературой, реальны», [1] ведь художественная литература это мысль. И следовательно, мир. Реальность. Умозаключение «если эмоции реальны, выходит, люди до некоторой степени уверены, что и события», описанные в художественной литературе, «реальны», [2] вторично, поскольку использует оговорки и в конце концов заменяет термин «реально» на «правдиво». «Если вы узнаёте из рассказа о каком-либо факте, то вероятность, что вы посчитаете этот факт истинным, возрастёт», поскольку вам известно, что «рассказы и романы действительно в основном правдивы». [3] Информация, выложенная в «правдивом» контексте, выглядит правдивой, но мы говорим о реальности. Реальность не содержит лжи или правды. Все её части реальны, включая мысль. «Фантазия», поэтому, не «может смешиваться с реальностью», [4] она и есть реальность. Проблема «почему же тогда нас трогают истории» [5] не решается в контексте противопоставления реальности и, например, воображения, поскольку «наша психика во многом равнодушна к контрасту между событиями, в реальности которых мы убеждены, и теми, которые кажутся реальными или о которых мы думаем как о реальных», [6] которые мы, тем не менее, различаем. Предполагается, что различение возникает в связи с безопасностью, ради которой вводится дополнительный слой реальности, а именно действительность. Реальность действительная содержит опасность, реальность воображаемая не содержит и тем якобы нас привлекает, хотя при ближайшем рассмотрении выясняется, что воображаемая реальность содержит опасностей не меньше, чем действительность, по той причине простой, что безопасной реальности нет. Отличие воображения от реальности, однако, состоит в том, что воображение в отличие от реальности в целом содержит сюжет. Сюжет реален, как и всё остальное, но он придаёт воображению особую прелесть и сложность. Воображение в этом смысле есть «не облегчённая версия реальности», [7] а усложнённая. Хотя «и в вымышленной, и в реальной ситуации вы одновременно рассматриваете происходящее и со своей точки зрения, и с точки зрения персонажа», [8] который тоже вы, то есть всё время строите сюжет, но в одном случае отстраняетесь и смотрите на него со стороны, а с другой стороны – изнутри. Реальность при этом сохраняется. Как и вы.

[1] Пол Блум. Наука удовольствия: почему мы любим то, что любим. Перевод А. Ширикова. Москва: аст: corpus. 2014 Страница 191-я.

[2] Здесь же, страница 192-я.

[3] Здесь же, страница 193-я.

[4] Здесь же.

[5] Здесь же, страница 195-я.

[6] Здесь же.

[7] Здесь же, страница 196-я.

[8] Здесь же, страница 197-я.

Comments are closed.