Без остановки

Sergei Toroptsev. Li BoСкажи мне, где ты сейчас находишься, и я скажу, кто ты. Связь между положением в пространстве и положением в обществе ясна. Сложность возникает тогда, когда положение в пространстве смутно. Если там, где поселилась семья Ли Бо после возвращения из ссылки, «существовала промышленная разработка солевых и железных промыслов, то», мы можем предполагать, что отец поэта «вполне мог заняться торговлей железом» и «нелегальным его вывозом» за пределы края». [1] Зыбкое предположение, но оно было бы ещё более зыбким, если бы там, где жила семья поэта, производства железа и соли не было. Однако, места, в которых жили отец поэта, «его старший брат» и «его младший брат», «замыкали весьма удобный для транспортировки грузов по Янцзы треугольник», [2] и возможность того, что семья Ли Бо участвовала в транспортных предприятиях, весьма высока. Кроме того, «в своих путешествиях Ли Бо перемещался между торгово значимыми городами, не исключено, что, будучи помещиком, занимался он там сбыто-посредническими операциями». [3] Связь между пространством и положением в обществе была очевидной и тысячу лет назад, и, по-видимому, вызвала потребность затушёвывать её. Возникла «бродившая по свету особая социальная прослойка» юсюэ, [4] принадлежность к которой определялась не через точку в пространстве, а через движение. Она включала в первую очередь конфуцианцев, «ищущих служивого местечка», «рыцарей, в дальних уголках страны оберегающих социальную справедливость, и литераторов, охочих до впечатлений». [5] Особенность их положения заключалась, однако, не в цели, которая была лишь формальным оправданием, а в том, что найдя то, к чему они стремились, — поработав, налюбовавшись пейзажами или восстановив справедливость, они отправлялись в путь дальше. Возможно, смысл существования этой группы людей раскрывает название, ведь «второй иероглиф в этом термине – сюэ», имеет основное значение «учиться», «постигать знания», «но также и «перенимать», «воспроизводить». [6] Юсюэ хотели знать и воспроизводить знание – «взглянув на новые места, несколько иначе воспроизводить окружающий мир». [7] Во времена Ли Бо эта группа людей насчитывала около двух тысяч человек, [8] среди которых был сам великий поэт. Возникает вопрос об источниках благосостояния этой группы людей, в том числе Ли Бо, особенно в связи с тем, что траты, которые они себе позволяли превосходили средства получаемые от наследства, публикаций или даже от восстановления справедливости. И мы — с удивлением —  узнаём, что беспрерывное движение двух тысяч безработных высокообразованных людей оплачивало государство, используя самые разные для этого способы: «местные власти с большей или меньшей охотой шли на то, чтобы субсидировать обратившихся к ним за помощью литераторов». [9] Кому-то доставался гусь, кому-то, как, например, Ли Бо, компенсация за истраченное наследство. Неизвестно, получил он её или нет. Но движение не остановилось.

[1] Сергей Торопцев. Ли Бо: земная судьба небожителя. Москва. Молодая гвардия. 2014. Страница 86-я. – Внутри цитаты находятся цитаты из «Гуанмин жибао» за 12 августа 1960 года.

[2] Здесь же.

[3] Лю Дацзе, «История развития китайской литературы», указание. — Здесь же.

[4] Здесь же.

[5] Здесь же.

[6] Здесь же.

[7] Здесь же.

[8] Примечание *. – Здесь же, страница 87-я.

[9] Здесь же.

2 Responses to “Без остановки”

  1. надо же…кто бы знал

  2. admin:

    Мужики знали.