Я — эпос

Alfred Deblin. Gory moria i gigantyСистема координат, в которых пребывает человек. Но пребывает снаружи. То, что человек — гипотеза, возможно, некто иной. Или нечто иное. Поскольку человек есть битва, история, эпос, а значит, человек есть герой в своём героическом пространстве и эпическом времени. На одной стороне этой системы находится «Я». «Я» не связано со свойствами личности напрямую, если вводя «Я» в роман, как если бы это был мир, автор может противиться «включению в роман личностного». [1] Личность и «Я» разведены по разным углам: «Я» — это, скорее, «голос массы – подлинного и естественного эпического героя», [2] личность – это отдельная личность, или «ничтожность», поскольку «Я» выступает «против моей ничтожности». [3] Эпос, то есть битва, связывает «Я» и «ничтожность». В более лапидарной форме «Я… есмь… ничто». [4] «Я», или Никто, оно же Масса, выступает против Личности, или Ничто, оно же Ничтожность. Ни «Я», ни личность не связаны с полом. Мужчины и женщины находятся на одном полюсе, поскольку различия между ними мизерны. Они противостоят не друг другу, а третьему, четвёртому «переменчивым» вариантам человека, которые образуются только к концу истории. Время битвы – глубокое будущее. Прошлое отменяется желанием «отвлечься», не «писать ничего исторического»; настоящее – требованием дистанции, необходимой для эпоса. «Значит, будущее». [5] Другими словами, время не существует, поскольку существует только в одной, из положенных ему трёх, гипотетической форме будущего. Но будущее – это не время, а пространство: «роскошное поле для моей деятельности и фантазии». [6] На вопрос «когда» нужно отвечать поэтому, «в поле». А поскольку поле безмерно, — в физическом смысле оно равняется всей поверхности планеты и может быть с научной точки зрения представлено, но в ум человеческий не помещается, — на вопрос «когда» следует отвечать «везде». Так локализовано будущее. Будущее помещено в Природу, которая не есть ландшафт, Природа больше Будущего. Природу нельзя наблюдать. «Мир», а это один из синонимов Природы, «существует не затем, чтобы на него глазели». [7] У природы нет наблюдателя, в отличие от поля. Природа – это тайна. Она никому не доступна: «я замечал, что не только я сам не имею никакой установки по отношению к природе, но и другие, коим несть числа». [8] То, что природа больше поля, возможно, связано с тем, что в природе присутствует Бог: «что-то от Бога в ней тоже есть». [9] А значит, есть и в авторе, который однажды «сложил оружие перед сидящей» в нём «автономной силой», понимая, что «эта сила» им «воспользовалась». [10] Признавая, следовательно, что он не автор. Природе противостоит Город, который, возможно, является ипостасью «Я», тогда Природа — личности. Оружие Города – изобретательность. Оружие природы – тайна. Система координат внутренняя.

[1] Альфред Дёблин. Заметки к «Горам морям и гигантам» (1924) — Альфред Дёблин. Горы моря и гиганты. Перевод Татьяны Баскаковой. Санкт-Петербург. Издательство Ивана Лимбаха. 2011. Страница 46-я.

[2] Здесь же.

[3] Здесь же, страница 42-я.

[4] Здесь же, страница 41-я.

[5] Здесь же, страница 42-я.

[6] Здесь же.

[7] Здесь же, страница 41-я.

[8] Здесь же.

[9] Здесь же, страница 44-я.

[10] Здесь же, страница 45-я.

Comments are closed.