Несостоявшаяся Европа

Istoriya Evropy. T. IГреческие рабы делятся на две основные группы – на рабов-освободителей и на рабов-поработителей. И те и другие выступают посредниками между конфигурациями, в которых находится собственник пространства, и самим пространством. Но одни из них освобождают человека от прямой зависимости от пространства и помещают его в конфигурацию, называемую свободным временем, другие, напротив, связывают собственника и пространство так, что собственник теряет всякую свободу по отношению к пространству, и должен заниматься только им, не имея времени больше ни на что другое. С развитием колониальной экспансии «основная масса рабов стала поступать и на греческие рынки из колоний, где их можно было приобрести в больших количествах и по доступным ценам у местной варварской знати». [1] Особенностью этих рабов было то, что они были иноплеменниками по отношению к грекам и не были соплеменниками по отношению друг к другу. Они не требовали того присмотра за собой, которого потребовали бы выходцы из одного народа. Дешевизна этих рабов была связана с их разобщённостью. «Избыток дешёвой рабочей силы на рынках греческих городов впервые сделал возможным широкое применение рабского труда во всех основных отраслях производства». [2] Рабов могли позволить себе не только аристократы, но крестьяне, а подчас и люди без определённого дохода. Зато «у их хозяев – свободных граждан полиса – создавался избыток досуга, который они могли посвятить занятиям политикой, атлетическими упражнениями, искусством, философией и т.п.» [3] К занятиям, порождённым досугом, должно отнести и войны, как внутренние, гражданские, так и внешние, что агрессивные, что оборонительные, которые длились десятилетиями, да что там – они никогда не прекращались. Хотя не прекращались и занятия философией. В отличие от менее развитых обществ, в которых войны носили сезонный характер, а иногда на длительное время затихали по тем или иным причинам, греки воевали беспрерывно. Однако досуг их оставался так велик, что давал место не только войне, но и другим занятиям. За немалым исключением Спарты, рабы в которой, будучи этнически однородной группой населения, к тому же автохтонной, пусть когда-то покорённой, оставили спартанцам только один вид поглощения досуга – войну. «Удержать их в повиновении можно было только с помощью систематического и беспощадного террора». [4] В результате «Спарта не дала человечеству ни одного значительного поэта, ни одного философа, оратора, учёного». [5] Рабы поработили Спарту, зато они освободили Афины, которым «суждено было стать в дальнейшем главным оплотом греческой демократии и вместе с тем крупнейшим культурным центром Греции, «школой Эллады», как скажет позже Фукидид». [6] А там и всей Европы. Только жители Сибариса нашли третий путь, обратив свой досуг в чистую негу и тем прославились. Основой их благоденствия послужили как будто плодородные земли, но связь между пространством и негой без посредников не возникает. Но рабы, которых использовали сибариты, остались неизвестными.

[1] Ю.В.Андреев. Архаическая Греция. – История Европы. Том 1. Древняя Европа. Москва. Наука. 1988. Страница 240-я

[2] Здесь же.

[3] Здесь же, страница 241-я.

[4] Здесь же, страница 251-я.

[5] Здесь же, страница 253-я.

[6] Здесь же.

Comments are closed.