Установленный нон-фикшн

Ernest Hemingway. Smert' posle poludniaХудожественная книга отличается от нехудожественной тем, что в ней нет справочного аппарата. Указатель имён превращает художественную прозу в нон-фикшн, поскольку делает явной невидимую логическую структуру произведения и в любом случае обращает на неё внимание. Верно, кажется, и обратное – отсутствие словаря превращает книгу, написанную в жанре нон-фикшн, даже научное произведение в полном смысле слова, в художественный текст. Текст художественный или нехудожественный возникает в результате установки, которую справочный аппарат как раз и даёт. Поэтому, хотя русский издатель назвал книгу Эрнеста Хемингуэя «романом», [1] она не является романом, поскольку автор приложил к ней словарь, который не только указывает на статус книги – нон-фикшн, — но и на статус этого словаря как указателя этого статуса, поскольку исполнен статей описывающих разумное поведение. Коррида как искусство включает в себя представление о разумности быков. Из этого представления следуют другие так же, как из представлений о разумности человека следуют воспитанность, моральные качества, характер, но, правда, не следует гуманизм, если это слово применимо к быкам. Их разум не останавливает убийц, хотя отсеивает тех из них, кто имеет возможность избегать встречи с самыми умными быками. Ум свой быки приобретают двумя путями: во-первых, они становятся умнее с возрастом, подобно тому как это происходит у людей. В четыре года они достигают пика развития, когда ум их подкрепляется физической мощью и опытом жизни. Во-вторых, они приобретают ум в результате обучения. Быки уже познавшие вкус боя не должны попадать на арену, но в результате ошибок, а также проделок поставщиков попадают. Но бык способен учиться прямо на арене. «Бык растёт по мере того как распаляется от боли» [2] и в том числе интеллектуально. Считается, что интеллектуальный рост – это уже ошибка матадора, который не должен себе на беду давать быку поумнеть, но это и природное свойство быка: «животное, видя человека и приманку по отдельности, быстро учится их различать». [3] И атакует человека, а не кусок ткани, его маскирующий. Превосходство человека в бою с быками и во многом искусство корриды в целом покоится на том, что он отбирает соперника в соответствии со своими потребностями, пусть они стали следствием уступок в пользу зрелища. Умный бык способен доставить немало неприятностей человеку, который, «какой бы совершенной ни была его техника, каким бы полным ни было его обучение», «может напрочь утратить мужество, столкнувшись с настоящим быком». [4] И человек внимательно следит за процессом познания, которым занят бык. Крик «Берегись!» «применительно к быку означает» как раз, «что в процессе боя животное много чего усвоило и стало опасным». [5] Исключение: возможен ум без словаря.

[1] Выходные данные. — Эрнест Хемингуэй. Смерть после полудня. Москва, аст. 2015. Страница 4-я

[2] Crecer, или Расти. – Здесь же, страница 307-я.

[3] Sentido, или Понимание. – Здесь же, страница 365-я.

[4] Novillero, или Матадор, сражающийся с быками, не прошедшими отбор для участия в церемониальной корриде. – Здесь же, страница 341-я.

[5] Cuidado, или Берегись! – Здесь же, страница 308-я.

Comments are closed.