Анти-века

Istoriya Evropy. T. IГреки одарили человечество двумя «тёмными веками»: во-первых, византийскими «тёмными веками», которые на поверку оказываются временем накопления богатств, знаний, устроения городов, торговых путей, общества вообще; и пост-микенскими «тёмными веками», во-вторых. И тот и другой век продлились едва ли не по тысяче лет. У «тёмных веков» есть синоним – феодализм: «в западной историографии широко распространён ошибочный взгляд на гомеровское общество», а оно стало верхней границей пост-микенского времени, «как вполне сложившееся общество «феодального типа» с чётко оформленной иерархией сословий, резким обособлением военной знати от подвергавшейся жестокому угнетению массы простонародья». [1] Общество феодального типа трёхтысячелетней давности не вписывалось в историческую модель, которую использовали учёные прошлого века. Но гомеровские поэмы на самом деле «изображают общество, ещё только вступившее на стадию классообразования, в котором разрыв между высшими и низшими социальными слоями хотя уже и наметился, но ещё не достиг масштабов подлинно классового антагонизма». [2] В переводе на обыденный язык, это значит, что люди тёмных после-микенских веков были свободны, но говорить об этом почему-то можно только используя термины классовой теории, а не, например, биологии, хотя человек свободен по природе своей и по ней же несвободен. Гомер предоставляет достаточно фактов тому, что свободен человек, который силён, умён, смел и, здесь подключается социальный элемент, обучен. Механизмы, ограничивавшие или защищавшие свободу, существовали, например, народное собрание, но в целом человека ограничивала только природа или боги, поскольку природа, видимо, ещё не существовала как изобретение более позднего времени. Если боги обошлись с человеком жестоко, общество поделать ничего с этим не могло, но оно ничего не могло поделать и с тем человеком, который воплотился наиболее полно. Басилеем, а именно царём, считался тот, кто мог владеть всем спектром инструментов того времени — «Одиссей ничуть не меньше гордился своим умением косить и пахать, чем своим воинским искусством», [3] — но не только материальных: управлять, хитрить, строить планы и добиваться их выполнения, подавлять противников одной лишь волей – тоже царские умения, которые к тому же могли понадобиться в любой момент времени, поскольку могли оправдать царя или низвергнуть его: «на войне басилеи становились во главе ополчения и должны были первыми бросаться в битву, показывая пример храбрости и отваги рядовым ратникам». [4] Рядовые ратники, никогда не вступавшие в одиночные схватки, держатся осторожно в соответствии как раз с данной им богами свободой. Не имеющий свободы стремится сделать карьеру прилежанием, преданностью, верностью, выходя, например, из простых пастухов в главные, но надеясь получить нечто сверх того – «надел, дом и жену». [5] К тёмным векам, следовательно, по прихоти историков относятся не только века полные богатств, искусств, приращённых территорий, науки, веры, торговли, но века труда, воинской доблести и свободы. Прочие века – светлые.

[1] Ю.В. Андреев. Архаическая Греция: Глава пятая. — История Европы. Том первый: Древняя Европа. Москва. Наука. 1988. Страница 226-я.

[2] Здесь же, страницы 226-я и 227-я.

[3] Здесь же, страница 227-я.

[4] Здесь же, страница 226-я.

[5] Здесь же, страница 228-я.

Comments are closed.