Викинг встречается с русскими на Русской земле

Ragnar Kvam. Tur Heyerdal. IРусская земля – европейская религия. Проблема русских состоит в том, что европейцы поклоняются Русской земле без русских. Чистой Русской земле. Русской земле Белой доске. Ландшафту, климату, пространству. Поклонение такой Русской земле есть, если не общее европейское правило, то широко распространённое мнение. В 1944-м году Тур Хейердал в своих странствиях добирается до северных русских земель в составе небольшого разведывательного подразделения норвежской армии. Русские только что отбросили немцев, которые долгое время «стремились занять Мурманск и перерезать ведущую к городу железную дорогу стратегического значения. Однако благодаря суровому арктическому климату, а также характеру местности – бесконечным болотам, лесам и озёрам, — советским войскам удалось остановить продвижение частей вермахта». [1] Биограф погружает Тура Хейердала как будто против его воли в расхожее европейское представление о русской земле: несмотря на то, что русские и немцы воюют друг с другом, немцы находятся там, где есть ландшафт, а русские – там, где ландшафта нет, поскольку они не испытывают трудностей с ним связанных. Во всяком случае, об их трудностях, вызванных ландшафтом, ничего не говорится. Когда русские наступают – болота, леса и озёра исчезают. Можно думать, что между русскими и землёй существует соглашение, но эта возможность игнорируется. Немцы находятся в реальном мире, русские в идеальном, в котором земля отсутствует. Русская земля – это не только трудности для наступающих войск, если не считать наступающих русских, но это красота, богатство и бесконечность. Оказывается, что в этом смысле русские тоже отделены от Русской земли, поскольку видом своим к ней как будто не причастны. Тур Хейердал видит в военном Мурманске людей, уставших от войны, но описывает их так, как будто они сами в том виноваты. Несомненно, это взгляд исследователя, отстранённого и невовлечённого. Перед тем он два года провёл в одном шотландском замке в разведшколе – его можно понять. Но, входя в ситуацию, сложившуюся уже в северной Норвегии, где он не мог отстраниться от людей, поскольку они были норвежцами, хотя при этом переживавшими то же самое, что и русские, понимает это и тем самым возвращает русским землю. Оказывается, что русские обмундированы лучше, чем норвежцы. Он с завистью смотрит на «солдатские тулупы и меховые спальные мешки» русских; [2] узнаёт, что «свой, мягко выражаясь, спартанский паёк» норвежцы получали от русских. В связи с этим, а также с тем, что русские обладали способностью предвидеть события, в чём Тур Хейердал не раз убеждался, и прежде всего с их вооружённой силой, «он обнаружил, что русские – народ гордый и обладающий национальным самосознанием». [3] «Перед этим народом большое будущее. Они стоят обеими ногами на земле». [4] Тур Хейердал разуверился в мифологии, о которой говорит биограф. В его сознании произошёл перелом. Русские соединились с Русской землёй.

[1] Рагнар Квам. Тур Хейердал: биография. Часть I. Человек и Океан. Перевод с норвежского: Карпушина С.В. и Машкова С.А. Москва. Весь мир. 2008. Страница 317-я.

[2] Здесь же, страница 328-я.

[3] Здесь же, страница 329-я.

[4] Здесь же.

Comments are closed.