Уже было, впрочем

Dario Salas Sommer. Moral ' XXI veka«Диктатура масс осуществляет контроль над индивидом, поэтому он уже не может жить самостоятельно, без оглядки на то, как его воспринимают в обществе». [1] Контроль имеет своим источником ум, волю и мораль. Между тем, ни масса, ни толпа, ни социум сами по себе не обладают ими. Приходится предположить, что источник контроля скрыт в толпе: «…большинству людей присущ моральный субъективизм, в соответствии с которым целью моральных поступков считается достижение субъективного состояния удовольствия или счастья, когда человек оценивает как «хорошее» всё то, что доставляет ему удовольствие, и как «плохое» — всё то, что вызывает у него боль и страдание. При таком подходе понятие морали не связывается с высокоэтичным поведением». [2] Однако человек не один, он, как сказано, часть толпы. Всё его «хорошее» ограничено чужим «хорошим», то есть его удовольствие чужим единичным неудовольствием, а в случае большого «хорошего» массовым неудовольствием, не подчиниться которому удаётся не всем и не всегда. А точнее никому никогда. Высокоэтичное поведение есть следствие многих не очень этичных поведений. Человеку, который думает, что источник морали, и ума, и воли имеет видимую структуру, такое положение дел представляется слишком зыбким: «Представьте, что принят закон, заранее объявляющий амнистию за любые преступления, совершённые 1 января. Последствия были бы катастрофическими: при отсутствии наказания большинство людей дало бы полную свободу своим самым низменным инстинктам». [3] Предполагается, видимо, что источник наказания один, он локализован и не может быть замещён. Человеческая нравственность как будто висит на волоске. Но как только источник откажется быть таким источником, ему на смену придут другие источники, не только равные по структуре, но и бесструктурные, то есть недовольные другие или соседи. Понятно, что некоторое время, пока право наказания будет перетекать из одного источника в другой, нельзя будет говорить о справедливости, ведь источник, объявивший амнистию, следил не только за тем, чтобы преступники были наказаны, но и за тем, чтобы они не были наказаны чрезмерно. А другие будут думать только о наказании, пока не упрутся в другую, по отношению к ним, волю. Тем не менее, страх, вызванный предположением, что источник нравственного поведения исчезнет, существует и требует страховки, а именно ещё одной структуры, подобной, во-первых, обществам франкмасонов, которые как раз указывали на то, что «мораль не может быть капризной или изменчивой и должна соответствовать совершенным нормам, проистекающим из естественного божественного порядка Вселенной», [4] а во-вторых, напоминающей «духовные упражнения Игнатия Лойолы, которые также являются образцом внутренней работы, направленной на овладение страстями и практику добродетели». [5] Новая структура не будет пересекаться с источником наказания, поскольку поведёт человека по пути самосовершенствования. Если проект удастся, источнику наказания однажды придётся наказать сверхчеловека.

[1] Дарио Салас Соммэр. Мораль XXI века. Москва. Кодекс. Имя переводчика не указано. 2013-й год. Страница 43-я.

[2] Здесь же, страница 51-я.

[3] Здесь же, страница 52-я.

[4] Здесь же, страница 57-я.

[5] Здесь же, страница 58-я.

Comments are closed.