Люди, будьте бдительны! Философы недовольны вами

Dario Salas Sommer. Moral ' XXI veka«С каждым днём становится всё больше людей, смысл существования которых заключается исключительно в телесных и чувственных удовольствиях, потреблении и развлечениях, а всё оставшееся время они тратят на то, чтобы заработать необходимые для этого деньги. Они хотят жить спокойно и без проблем, быть здоровыми, любимыми и уважаемыми, иметь семью, дом, хорошую работу, ездить в отпуск, когда захотят, им непременно нужны телевизор, автомобиль и музыкальный центр». [1] Речь идёт об обыкновенных людях. Главная проблема обыкновенных людей, как следует из последовательности, с какой перечисляются их недостатки, заключается в том, что с каждым днём обыкновенных людей становится всё Aleksandr Sekatskij. Prikladnaia metafizikaбольше. Никакое положительное качество, например, стремление быть здоровым, любимым и уважаемым, даже занятия наукой и культурой, не искупают этого главного их недостатка. Давать обыкновенным людям нелестные характеристики – это, впрочем, старая философская традиция. Александр Секацкий предлагает вслед за Гилбертом Честертоном называть их «просто люди» — простолюдины, то есть, — хотя наполняет их сложным значением: «Люди, не привыкшие вставать на цыпочки даже тогда, когда им приходится по-своему мудрствовать». [2] Из этого следует, что «просто люди» составляют только часть «обыкновенных людей», наиболее далёкую от культуры и науки. Обыкновенные люди – это большинство людей за небольшим исключением. Просто люди – это мужики, решившие выпить и поговорить по душам, старушка, которая сама потеряла кудель, а грешит на нечистую силу, сержант в учебке, исполненный абсурдистского юмора, всё люди, взятые только в момент высказывания, имеющего форму предельного обобщения, основанного не на личном опыте, а на таких же предельных обобщениях: «Все женщины легкомысленны». Александр Секацкий называет этот род мышления «здравым смыслом», который, правда, мало похож на обычный, практический здравый смысл, но близок к тому, как мыслят обыкновенные люди, хотя бы в одном отношении: «Мысли большинства людей сосредоточены на сиюминутных заботах, никто не находит времени, чтобы попытаться понять ближнего, а хочет только, чтобы все понимали его. Одним из основных препятствий для морального и духовного роста обычного человека является его ментальная близорукость, не позволяющая увидеть свою незначительность, в которой ему настолько удобно, что он совершенно не способен к самокритике». [3] Простых и обыкновенных людей, таким образом, объединяют не только особенности их мышления, но и недовольство, которое они вызывают у философов. Важнее всего, однако, здесь то, что с этими людьми связан определённый тип пространства: «С высоты птичьего полёта (а именно такую высоту и зарезервировала за собой профессиональная философия) провинция здравого смысла или «обыденного рассудка» представляется сплошной равниной. Известно также, что территория не обустроена, усеяна кочками, многочисленными предрассудками, о которых здравый смысл то и дело спотыкается». [4] Неструктурированная, бескрайняя равнина.

[1] Дарио Салас Соммэр. Мораль XXI века. Перевод с испанского языка. Имя переводчика не указано. Москва. Кодекс. 2015-й год. Страница 97-я.

[2] Александр Секацкий. Прикладная метафизика. Санкт-Петербург. Амфора. 2005-й год. Страница 11-я.

[3] Дарио Салас Соммер, страница 98-я.

[4] Александр Секацкий, страница 11-я.

Comments are closed.