Настолько бескрайние, что не помещаются на Земле

Dario Salas Sommer. Moral ' XXI vekaПредставления русских писателей о белой доске, которая впоследствии обратилась бескрайними равнинами, и связанные с нею смыслы перекликаются с идеей обыкновенного человека, как о ней говорит Дарио Салас Соммэр: «Круг понятий обыкновенных людей настолько узок, что их ценности, чаще всего, не выходят за рамки потребностей тела, ограничиваясь жизнью, названной некоторыми философами «бездуховной» или чисто биологической». [1] Обыкновенные люди, однако, как следует из последующих пояснений, составляют большинство, а большинство людей никогда не ведёт жизнь чисто биологическую, но всегда и духовную тоже. Но это вопрос терминологии. Такого рода характеристика требует обычно инсектной метафоры, и она не заставляет себя ждать: «Они, как муравьи, будут без устали сновать Aleksandr Etkind. Tolkovanie puteshestvijтуда-сюда, всегда оставаясь на одном и том же месте». [2] Люди-насекомые сопутствуют бескрайним равнинам. Правда, тот, кто видит их, обычно оправдывается своей точкой зрения – он смотрит на людей-насекомых с крепостной стены, из иллюминатора самолёта, из окна гостиницы для интуристов, — но муравьи этого нового случая в физическом смысле безусловны, если не считать «точки зрения высшей Природы», [3] что, конечно, делает их положение особенно безнадёжным. Обыкновенные люди напоминают призрачных собственников американской белой доски и русских безграничных пространств, которыми за их малостью можно пренебречь, хотя и существование их отрицать тоже невозможно, поскольку они составляют население Земли. Земля, как известно шар, а после полёта в космос Гагарина – шарик, узкое, словно «круг понятий обыкновенных людей», пространство, никак не связанное с безграничными просторами, становится труднопреодолимым препятствием на пути философа. Биология вкупе с современными представлениями о планете должны привести его в надмирные области, что, конечно, поставит сложную задачу и перед читателем-позитивистом: неужели кто-то собирается присвоить себе и области заочны? Или так: вот вам надмирное, а нам оставьте земное? Обыкновенные люди, однако, крепкие орешки. Дарио Салас Соммэр с сожалением отмечает, что они избегают самокритики: «Скученность населения, шум и различные визуальные стимулы укрепляют защитные механизмы человека, заглушая его внутреннюю интуицию, без которой невозможна настоящая самокритика, являющаяся серьёзной угрозой нарциссическому имиджу». [4] А между тем, «трудно себе представить более эффективный способ интеграции группы, индоктринации членов и подчинения их психологическому контролю», [5] чем критика и, в том числе, самокритика – основное условие существования стойких религиозных групп и первый признак того, что психологическую защиту человека проломили. Власть группы над ним становится «тотальной», он подчиняется её правилам везде «наедине с собой и в собрании для критики, при выборе партнёра и в постели с ним». [6] Перейдём к вопросу о вашей собственности.

[1] Дарио Салас Соммэр. Мораль XXI века. Перевод с испанского языка. Имя переводчика не указано. Москва. Кодекс. 2015-й год. Страница 97-я.
[2] Здесь же, страница 101-я.
[3] Здесь же, страница 105-я.
[4] Здесь же, страница 103-я.
[5] Александр Эткинд. Толкование путешествий: Россия и Америка в травелогах и интертекстах. Москва. Новое литературное обозрение. 2001-й год. Страница 69-я.
[6] Здесь же, страница 64-я.

Comments are closed.