Тяжёлый уральский альбом

Zolotye oleni EvraziiНе так просто учредить жизнеспособную рубрику, но пора приспела: вывожу из состава случайных книг альбомы, раз это особые книги, которые и читать надо по-своему, и числить. Назовём рубрику «Тяжёлый уральский альбом», поскольку альбомы, находящиеся в поле моего зрения, по какой-то странной причине посвящены Уралу. По большей частью они не тяжёлые – о весе речь – некоторые едва ли не буклеты, но «тяжёлый» здесь для того, чтобы говорить об их значении и производить благоприятное впечатление. «Тяжёлый» указывает, поэтому, на «лёгкий» альбом, «средний» и другие его градации – полусредний и тому подобное. И на себя самого. Слово «Уральский» тоже не нужно понимать узко, но только расширительно, поскольку оно относится не только к местности, но к связям, корпорации, и не в  расхожем значении этого слова, как к чему-то замкнутому, закрытому для других, корпоративному, а открытому, проникающему вовне, корпорационному. Выяснить такие связи, мне кажется, совсем не трудно, поскольку в течение столетий русские двигались к горам, к Уралу прежде всего, в него, а потом через него, как впоследствии они стремились к морям, пытаясь установить границы своего существования. Урал оказался не очень хорошей преградой в географическом смысле, зато надёжным хребтом, то есть пределом экзистенциальным. Целые районы выстраивались в своём стремлении к нему. Что уж тогда говорить об альбомах, которые посвящены описанию художественных, например, сокровищ этих местностей – они тоже выстроятся. Под альбомом здесь понимается не просто книга с картинками, но книга, в которой изображение начальствует над текстом, не оно для текста, а текст — для него. Название получается длинное, поэтому воспользуемся уральской традицией сокращений: «Уралтяжбом», да. Надеюсь, это название не занято каким-нибудь предприятием. Открыть рубрику могли бы многие альбомы, но, мне кажется, сейчас лучше всего это получится у каталога «Золотые олени Евразии», который был издан для выставки, посвящённой археологическим находкам, сделанным уфимскими археологами в Филипповских курганах в Оренбургской области. В каталоге несколько десятков иллюстраций, среди которых главное внимание привлекают деревянные фигуры оленей, покрытые золотыми пластинами, и четыре статьи: директор Эрмитажа говорит о работе реставраторов, о необходимости ввести оленей в культурный и исторический контекст – олени, прежде чем вернуться в Уфу из реставрационных мастерских, поездили по миру вместе с другими скифскими и сарматскими сокровищами, — а также радуется, что олени обрели пристанище в Уфе; президент республики восхищается глубиной, широтой и богатством культуры степного Урала; искусствоведы как раз встраивают золотых оленей в ряд открытий, сделанных на просторах Евразии от Чёрного моря до Алтая; а открыватель золотых оленей из Филипповки, помимо прочего, трогательно благодарит многочисленных помощников, как профессиональных археологов, так и любителей, а также руководителей предприятий, без помощи которых этого открытия могло и не быть. Так и видишь, как делаются великие археологические открытия.

Золотые олени Евразии: каталог выставки. Санкт-Петербург. «Славия». Государственный Эрмитаж. Метрополитен. Башкирский художественный музей. Уфимский центр этнологических исследований. На двух языках. 2002-й год.