Протагонист и море

Остров рождает теорию и практику бегства. Пора, наверное, признать существование наряду с экономическими и политическими беженцами Andrei Ivanov. Harbinskie motylkiбеженцев географических. Для начала, хотя бы, — заметить этот литературный тип. Ревель-Таллин и его окрестности, поданные [1] как часть суши, со всех сторон окружённая водой, так же порождают беглецов. Протагонист, во всяком случае, в конце романа оказывается на быстроходном контрабандистском катере, который увозит его из островной ловушки. Формально он бежит от разбушевавшейся эстонской республики, фактически – от географии. От замкнутого пространства. Надо ли говорить, что протагонист – русский, пусть, по документам, умерший и превратившийся в немца. Море решительно сближает его с главным героем романа Захара Прилепина «Обитель», [2] который так же бежит в море с островов. То обстоятельство, что последний возвращается, не должно вводить в заблуждение – протагонист романа Андрея Иванова много раз говорил о необходимости возвращения, которому он придавал форму идеи о взаимном обогащении русских, оставшихся на Большой земле, и русских, оказавшихся в эмиграции: «Что, если русские изгнаны, Zahar Prilepin. Obitel'чтобы вернуться в новом качестве? Не сегодня. А через сто лет или двести. Или достижение эмигрантов станет достижением нового русского народа… А нам, к несчастью, суждено пережить бесславное изгнание, но в это безвестности нам уготовлена особая участь… обогатить чувства другими красками: утраты, обездоленности, выносить в себе другую Россию, породить новый тип русского человека… новый язык, новое искусство… это возможно, когда ты отрезан от корней и традиции… и вот этот человек впоследствии сольётся…» [3] с тем русским, который остался в России. Философия протагониста встречает у многих решительный отпор, поскольку они считали, что «не будет больше России! Её уже нет!» [4] А раз нет, то значит всё позволено. Протагонист с этим не может согласиться: не всё позволено – Россия есть. Идея о возвращении беглеца с новым опытом домой развивается в романе Захара Прилепина: главный герой находит на своём пути иностранцев, потерпевших крушение в Белом море, спасает их и возвращается на острова вместе с ними. При этом ясно, а читать это невыносимо обидно, что если бы на месте иностранцев оказались русские, возвращение главного героя не состоялось бы, а потерпевшие крушение не были бы спасены, по той простой причине, что они принесли бы старый, уже известный опыт. Географическое, отсюда следует, бегство возможно, а возвращение – нет. Для возвращения нужна другая причина. Например, новый опыт. Идеи протагонистов или их настроения, конечно, не всегда находят поддержку, зато её находят они сами. Соловецкие чекисты, эстонские контрабандисты, русские аристократы и интеллигенты делают всё для того, рискуя часто своими жизнями, чтобы протагонисты добрались до конца своих романов. Чтобы они переплыли море и вернулись назад.

[1] Андрей Иванов. Харбинские мотыльки: роман. Москва. Аст: редакция Елены Шубиной. 2014-й год.

[2] Захар Прилепин. Обитель: роман. Москва. Аст: редакция Елены Шубиной. 2014-й год.

[3] Андрей Иванов… Страница 224-я.

[4] Здесь же, страница 226-я.

Comments are closed.