Элементы

Velikii Ustjug 2В Тотьме посчастливилось купить каталог, составленный В.А. Притчиной «Прялки из собрания Тотемского музейного объединения», изданный в Вологде в 2005-м году. Любопытно же знать, над чем размышляют тотемские интеллектуалы. Что ж, они думают над исходными проявлениями культуры, если судить по каталогу. Вообще прялки существуют, это мне известно, а точнее, существовали, поскольку после того как я видел их в настоящей работе прошло время. Существуют северные прялки — об этом я слышал. Что внутри северных прялок выделяются прялки вологодские – это можно было предположить. Но к идее, что вологодские прялки имеют свою внутреннюю классификацию, трудно прийти без посторонней помощи. Они подразделяются на несколько типов, из которых тотемские мастера воспользовались вторым лопатообразным, третьим «с небольшой, по преимуществу квадратной лопастью» и четвёртым столбчатым типами. При этом формальная классификация, приложенная к местности, как бы плывёт, её границы размываются, вне классификации оказывается довольно много прялок, но об этом в книге говорится. Прялки привязываются не только к типу, но к месту происхождения, вплоть до деревень и, наверное, мастеров. Дальше, кажется, продвинуться невозможно. Тем не менее, говорится в предисловии, «в глубокую старину …прялка – являлась олицетворением мужского начала, об этом свидетельствуют и многочисленные, иногда тщательно завуалированные резные или нацарапанные надписи». Надписи, однако, говорят как раз об обратном, ибо мужскому началу надписи не требуются. На фотографии, впрочем, прялки из Музея этнографии, что в церкви Николы Гостунского в Великом Устюге. Вологодская область. Планета Земля.