Несуждение

Solvychegodsk 2Вид на Введенский собор в Сольвычегодске, открывшийся с палубы сп-18, возник в результате не только созидания, но разрушения тоже. Разрушена колокольня, разрушен монастырь. Однако нельзя сказать, что этот вид не хорош. То, что культура не только созидает, но разрушает, принять не трудно. Но с тем, что созидая, она может разрушать, а разрушая созидать, согласиться сложнее, поскольку тогда, восклицая «как хорошо» при виде Введенского собора, невольно одобришь разрушение его колокольни, а говоря «как плохо», имея в виду разрушение, отрицаешь сам этот прекрасный четверик, в своей обесколоколенности не переставший быть прекрасным. К тому же, в Сольвычегодске есть пример другого рода: к Благовещенскому собору, воздвигнутому в шестнадцатом веке, пристроена колокольня девятнадцатого, сама по себе великолепная, но, если смотреть с борта сп-18, который становится, таким образом, основой всякого суждения о прекрасном, создаётся впечатление, что храм тоже принадлежит девятнадцатому веку. Если смотреть на него с запада. Если смотреть с востока — шестнадцатому, если с юга — видишь битву двух веков, а если с севера, то нельзя исключить из общей картины могучую опору линии электропередачи из века двадцатого. В случае Благовещенского собора любое оценочное суждение будет содержать в себе требование разрушения, пусть это будет опора лэп или даже колокольня. Зло, если требование разрушения — зло, содержится в самой мысли человеческой. И тогда, глядя на храмы Сольвычегодска, должно признать, что иногда в указанном смысле лучше не мыслить. Сольвычегодск. Архангельская область. Планета Земля.

Comments are closed.