Ресурсное благословение

«Русские по-прежнему обладают колоссальными ресурсами – экономическими, политическими и культурными, годными прежде всего для того, чтобы вложить их в это нежеланное предприятие по строительству национального государства. Они начинают формировать из советского и постсоветского прошлого целостное самосознание и институты современной нации». [1] Джеффри Хоскинг, в общем, видит два пути развития: «В первом случае Россия принимает свой статус как одно из большого числа национальных государств в мире, с особой миссией говорить от лица Джеффри Хоскинг. Правители и жертвырусских, где бы они ни были. Во втором случае она пытается сохранить свою роль великой державы с доминирующими интересами на территории бывшего Советского Союза и оставляет за собой мессианские идеи для всего мира». [2] Между тем, у русских уже была нация – «Советский Союз всё-таки имел многие характерные черты современной нации: крупные промышленные города, массовую образовательную систему, разветвлённую сеть коммуникаций и публичных средств массовой информации, а также всеобщую воинскую повинность для молодых взрослых мужчин. Цементировалась эта система при помощи русского языка. Общая история, мифы и память, за которые отвечала система образования, были в основном русскими; Советское государство много делало также для преодоления раскола между элитарной и народной русской культурой. Но создавшаяся таким путём нация не была «русской», это был «советский народ». Русские являлись носителями государственности Советского Союза, но вместе с тем это делало их анонимами». [3] Вот беда! Англосаксы — анонимы в нескольких государствах! В Советском Союзе «русские на деле чувствовали себя избранным народом. Правда, сверхличной силой, определявшей этот выбор, теперь был не Бог, а сама история. Правда и то, что этот мессианский импульс создавали не только русские, в этом участвовали и евреи». [4] Трудно понять, к чему здесь оговорки по поводу признания советского народа русской нацией, но далее Джеффри Хоскинг удивляет ещё больше: у русских ещё до советского народа была нация – во всяком случае, национальная идентичность, — которая не только была, но ко времени Советского Союза уже «распадалась на имперские и этнические элементы». [5] В советском народе эти элементы, видимо, переплавлялись, могли бы переплавиться, но не свершилось. «Разделены были и те русские, которые слышали мессианский зов своей культуры, — на обоюдно враждебные православную и социалистическую тенденции, обе из которых отчасти, но отнюдь не в полной мере, совпадали с крестьянским воззрением. Советский проект проводился не только русскими, но и над русскими, борьба за коммунизм велась правителями против управляемых, социалистами против христиан, горожанами против крестьян». [6] Указанное разделение определяет два варианта русского будущего, о которых говорит Джеффри Хоскинг. Но ресурсов-то… Ресурсов так много, что можно их вложить и во что-нибудь третье, желанное.

[1] Джеффри Хоскинг. Правители и жертвы: русские в Советском Союзе. Москва. Новое литературное обозрение. Перевод В. Артёмова. 2012-й год. Страницы 468-я и 469-я.

[2] Там же, страница 461-я.

[3] Там же, страница 464-я.

[4] Там же, страница 465-я.

[5] Там же.

[6] Там же.

Comments are closed.