Из истории недовольства

Недовольство – статья британского экспорта. Переселенцы уносили недовольство с собой на край света, где оно давало прекрасные всходы в виде новых земель и покорённых народов. Но однажды стали видны границы этого бизнеса, требовавшего значительных людских ресурсов. Британия «экспортировала товары, капитал и поселенцев. Теперь она желала экспортировать британскую культуру». Ниал Фергюсон. Империя: чем современный мир обязан Британии. Москва. Астрель. Corpus. Перевод К. Бандуровского. Страница 182-я. Культура – это хорошо упакованное недовольство. «Распространение слова Божьего и спасение душ язычников стало новым – бескорыстным – стимулом к расширению Британского Niall Ferguson. Empireвлияния. Эту миссию и взяли на себя наиболее успешные неправительственные организации XIX века». Страница 182-я. Добившись запрета рабства по всей территории Империи в 1833-м году, гуманитарные организации начали поставки недовольства работорговлей в Африку, которую они лишили основного экспортного продукта, а также своим конкурентам, которые не были готовы к такому повороту событий и отменили работорговлю скрипя зубы. Единственная страна, которая не подчинилась требованиям Империи, а именно Соединённые Штаты, сама сделалась империей и достигла в итоге невиданных высот экономических, интеллектуальных и нравственных, поскольку сама решала, что ей выгодно, а что нет. Тяжёлая ситуация для британской культуры складывалась в Индии, где «британцы поддавались восточному влиянию, нередко с большой охотой». Страница 198-я. Они заходили довольно далеко «в своём восхищении азиатской женственностью», «интеллектуальностью азиатской расы», их дети приобретали «несколько магометанский внешний вид». Страница 198-я. При этом «атмосфера взаимной терпимости совершенно устраивала Ост-Индскую компанию, которая, впрочем, придерживалась религиозной терпимости из прагматизма. Хотя теперь она скорее была государством, чем деловым предприятием, её директора продолжали считать торговлю главной задачей, а поскольку …40% объёма индийского экспорта стал составлять опиум, высокомерию места не осталось. Старые служащие …совершенно не желали бросать вызов традиционной туземной культуре. Напротив они полагали, что любое противоречие такого рода негативно скажется на бизнесе. Страница 200-я. Однако у гуманитарных британских корпораций был свой опиум. «Старые ориенталисты столкнулись с устремлениями евангелистов». Страница 200-я. Последние, разумеется, полагали, что «азиатские территории …были даны нам не просто для того, чтобы мы могли получать ежегодную прибыль, но чтобы мы могли бы распространить среди их жителей, так долго пребывавших во тьме, пороках и страданиях, свет и благодать истины». Страница 201-я. Одновременно в Индии «всё большее влияние стала приобретать светская доктрина либерализма», предусматривающая, кроме прочего, «уничтожение обычаев и суеверий, препятствующих успешному занятию промышленностью». Страница 204-я. У либералов был свой опиум и своё желание рынков для него. «Две цивилизации пришли в столкновение», ответственность за которое несёт не только стремление «обратить индусов в христианство, но и [желание] радикально англизировать культуру Индии». Страница 203-я. Британцы «предложили Индии христианскую цивилизацию, и это предложение было не просто отклонено, а яростно отвергнуто». Страница 217-я. Стремление Ниала Фергюсона переложить затруднения английского бизнеса на христианскую цивилизацию книгу не красит. Однако британское недовольство было так хорошо, что готово было переломить индийскую цивилизацию.

Comments are closed.