К целому

Один мой знакомый шестилетний мальчик говорит: «Я жалею, что разломал так много компьютеров и фотоаппаратов». Он пришёл к мысли о том, что целое «фотоаппарат» или целое «компьютер» больше суммы составляющих их частей, разбросанных по полу. По философским убеждениям он теперь холист, хотя недавно был редукционистом. Похожий переход пережил, по-видимому, Эдвард Вади Саид, который разломал ориентализм. Внутри ориентализма он обнаружил сущности, о существовании которых полезно знать людям, осуществляющим свой переход – например, от системы власти «Запад – Восток» к системе «Элита – Нация», — но которые придётся однажды снова упаковать в систему, чтобы не натыкаться на них каждый день. Не пораниться об них без нужды. Упомянутые сущности, поэтому, приходят к нам не сами по себе, а в Edvard V.Said. Orientalizmвиде «свободы», «взаимопонимания», «самоуправления». В определении «правящая раса», например, раса — упаковка. Правящие – это правящие, у них нет расы, нет пола, нет национальности и вообще нет никаких других признаков, кроме того, что они правят. Подчиняющиеся – это подчиняющиеся, и у них тоже нет никаких других признаков. Правящее нечто. Подчиняющееся нечто. Но смотреть на это нечто ничем не прикрытое нелегко. Как и на всякую сущность. Отсюда, по-видимому, происходит тревога, с которой Эдвард Вади Саид оценивает «специфически американский вклад в историю ориентализма». Страница 447-я. Эдвард Вади Саид. Ориентализм: Западные концепции Востока. Санкт-Петербург. 2006-й год. Русский мiръ. Перевод А.В. Говорунова. В общем, по его мнению, «европейская традиция ориентализма если и не была полностью перенесена [на американскую культурную почву], то приспособлена, нормализована, одомашнена и популяризована и взращена», а также «именно европейская традиция, несмотря на современный вид и использование сложных социологических методов в американском ориентализме, заложила основы согласованной позиции большого числа учёных, институтов, стилям дискурса и ориентациям». Страница 455-я. Однако основным действующим лицом в американском ориентализме стал не филолог, не историк, как это было в европейском офисе ориентализма, а социолог, хотя заимствование ориентализма шло через «армейские школы иностранных языков». Страница 449-я. Из социологии проистекло «исключительное игнорирование …художественной литературы», поскольку более важными кажутся «факты», по отношению к которым литературные тексты – просто помеха», а из этого — то, что «весь регион и населяющие его народы оказываются концептуально выхолощенными, они сведены к разнообразным «подходам», «тенденциям», статистике, — короче говоря, дегуманизированы». Страницы 447-я и 448-я. Кажется, что Эдвард Вади Саид говорит о значении литературы как системы самозащиты, которая «существенным образом разрушает подобные модели», вроде ориентализма. Страница 448-я. Если это литература «восточного человека». Но если это литература «западного человека», то она эти модели существенно укрепляет. Не случайно Эдварду Вади Саиду на ум приходит метафора Гюстава Флобера, которую он видоизменяет, чтобы создать метафору ориенталиста, из рук которого некий «восточный писатель» вырывает и переиначивает идеи «по поводу Востока», которые ориенталисты «пытались выдать за подлинный Восток». Страница 448-я. Художественное слово создаёт целое. Созерцателю идей, не защищённых им, не позавидуешь. Но есть же кино.

2 Responses to “К целому”

  1. Сергей:

    ….заимствование ориентализма шло через «армейские школы иностранных языков

    «Изучение Кореи на Западе» (М., 2011) читал?

  2. tarbagan:

    Нет. А там именно это процесс и описывается?