О диалектическом ориентализме

Существовал подраздел ориентализма, задача которого состояла в том, чтобы делать евреев восточным народом. «Еврейский ориентализм более, чем где-либо ещё, проявился в Германии. Образованные, культурные евреи, как говорилось в одном антисемитском памфлете, «могут сколько угодно распространяться о Гёте, Шиллере и Шлегеле, однако в любом случае они остаются чужеродным, восточным народом». И это обвинение – снаружи они кажутся европейцами, а по сути люди Востока – предъявлялось ассимилированным евреям Германии на протяжении всего XIX века». Том Риис. Ориенталист: Тайны одной загадочной и исполненной опасностей жизни. Москва. Ад Маргинем Пресс. Перевод В. Tom Reiss. The OrientalistБолотникова. 2013-й год. Страница 347-я. Правильно ли я понял Тома Рииса, что неассимилированные, то есть не немецкие евреи, это уж точно Восток? В контексте книги претензии немецких памфлетистов к евреям становятся личной драмой Льва Нусимбаума, он же Курбан Саид, он же Эсад-бей, автор романа «Али и Нино». Ситуация известная, за исключением того, что Томом Риисом она помещена в контекст ориентализма, но, возможно, эта ситуация как раз ориенталистская в первую очередь, поскольку в том же, в чём немцы обвиняли собственно Льва Нусимбаума, Эдвард Вади Саид обвиняет Эдварда Уильяма Лэйна, британского арабиста: «…пока одна часть личности Лэйна непринуждённо скользит по волнам ничего не подозревающего моря ислама, подводная его часть тайно хранит в себе европейскую силу для того, чтобы комментировать, приобретать и овладевать всем вокруг. …В качестве рассказчика Лэйн — двуликий Янус, одновременно и экспонат, и экспонент, организатор экспозиции; он пользуется двойным доверием и проявляет двойное Edvard V.Said. Orientalizmстремление к обретению опыта: одна его часть – восточная [такая же, видимо, как у Льва Нусимбаума] – стремится поддержать компанию (или выдаёт себя за таковую), а другая – западная – направлена на получение надёжного и полезного знания». Эдвард Вади Саид. Ориентализм: Западные концепции Востока. Санкт-Петербург. Перевод А.В. Говорунова. Страницы 251-я и 252-я. Ситуации сближаются ещё больше, если вспомнить, что оба действующих лица – профессиональные ориенталисты, однако не сливается полностью, поскольку для Льва Нусимбаума ситуация оказалась тупиковой, а статус Лэйна в книге Эдварда Вади Саида по крайней мере начинает стремительно повышаться. Связано это, видимо, с особенностями мышления Эдварда Вади Саида, которые сделали Лэйна тезисом в его умственных построениях. Взятый сам по себе он полнится противоречиями, какими-то недостатками как будто нетерпимыми, но выставленный в виду антитезиса, он приобретает достоинства, о которых никто не смел мечтать. Антитезисом выступают Шатобриан и Ламартин, тоже ориенталисты, и в изложении Эдварда Вади Саида подлинные империалисты. Ламартин о Востоке: «…нации …страстно жаждущие найти приют» в европейской оккупации». Страница 281-я. Шатобриан: «…восточным народам нужен завоеватель». Страница 271-я. Не нужно гадать какой, ибо «отсутствие Франции равносильно отсутствию свободного правления и счастья народов». Страница 274-я. А в прозе Лэйна «Восток получает возможность  предстать перед нами во всех реалистических подробностях». Страница 272-я. Главное – получает возможность. Если бы немецкие памфлетисты были диалектиками, мир был бы другим.

Comments are closed.