Западные ценности восточными средствами

В пару к «Ориентализму: Западным концепциям Востока» Эдварда Вади Саида – «Ориенталист: Тайны одной загадочной и исполненной опасностей жизни» Тома Рииса. Москва. Ад маргинем Пресс. Перевод В. Болотникова. 2013-й год. 560 рублей 00 копеек. Не хватает теперь только «Ориентализации» чьего-либо авторства.  Примеров, правда, её достаточно и в первой книге и во второй. Лев Нусимбаум, персонаж «Ориенталиста», считал, например, что Ататюрк «из всех турок по своей натуре человек наименее турецкий, способствовал победе западных ценностей в стране восточными средствами – хитростью, тиранией и обманом». Страница 308-я. Он же восторгался шахом Резой Пехлеви, Tom Reiss. The OrientalistАманулла-ханом и «был одержим личностью Петра I, монарха, который успешнее, чем кто-либо ещё, соединил Восток и Запад в ходе реформирования России». К последнему персонаж испытывал «и восхищение, и ненависть», но «в конце концов не справился с обилием материала и не сумел закончить биографию царя». Страница 308-я. Лев Нусимбаум — писатель. Эдвард Вади Саид приводит и разбирает несколько образцов такого рода интеллектуальной позиции и среди прочих воззрения Карла Маркса, который в ряд с указанными тиранами ставит британцев, тоже, кстати, нисколько не республиканцев: «Англии предстоит выполнить в Индии двоякую миссию: разрушительную и созидательную, — с одной стороны, уничтожить старое азиатское общество, а с другой стороны, заложить материальную основу западного общества Азии». Страница 243-я в упомянутом выше сочинении. Санкт-Петербург. Русский мiръ. 2006-й год. Перевод А.В. Говорунова. 2006-й год. «Англия, правда, руководствовалась самыми низменными целями и проявила тупость в тех способах, при помощи которых она их добивалась. Но не в этом дело. Вопрос заключается в том, может ли Edvard V.Said. Orientalizmчеловечество выполнить своё назначение без коренной революции в социальных условиях Азии. Если нет, то Англия, несмотря на все свои преступления, оказывается, способствуя этой революции, бессознательным орудием истории». Страница 242-я. Сможет ли быть, то есть, чем-то благотворным, не хуже Петра I. В чём состоит ориентализация? В том, отчасти, говорит Эдвард Вади Саид, что «ориенталисты …смотрят на человечество сквозь призму либо широких собирательных понятий, либо абстрактных генерализаций». Страница 243-я. Однако человечество уже есть «широкое собирательное понятие» само по себе. Поэтому смотреть на него через призму других собирательных понятий разумно, например, через понятия социальной революции или модернизации. «Они не хотят и не могут исследовать отдельные личности», — с безнадёжной горечью замечает Эдвард Вади Саид. В XIX веке это было сделать невозможно, поскольку любой частный случай и человек в том числе изменялся и подгонялся под «схематичную модель Востока, удовлетворяющую теоретическим (и что не менее важно, практическим) требованиям, преобладающей, доминирующей культуры». Страница 241-я. Вот и «стиль Маркса подталкивает нас к тому, чтобы мы, пусть против воли, подавили в себе естественное возмущение, вызванное страданиями наших восточных собратьев, пока их общество подвергается насильственной трансформации: ведь это происходит в силу исторической необходимости». Страница 241-я. Ориентализация, таким образом, оказывается если не самой модернизацией, то её непременной спутницей. Ну да, а Народ – это Восток.

Comments are closed.