Ищу синоним

Запад – это моллюск, ориентализм – это жемчужина, а концепт Восток – это песчинка, попавшая в тело моллюска в результате фильтрации им воды. Эдвард Саид определяет ориентализм как «систему взглядов о Востоке», то есть систему взглядов о системе взглядов, поскольку речь идёт не о каких-то реальных странах, а о концепте Восток. Эдвард Вади Саид. Ориентализм: Западные концепции Востока. Санкт-Петербург. Русский мiръ. Перевод А.В Говорунова. Страница 15-я. Русская культура, которую можно назвать культурой симметричных ответов, выдала ориентализму равновеликий ответ в виде, как ныне представляется, системы коммунизма или, если пользоваться более подходящим термином, системы Edvard V.Said. Orientalizmмарксизма-ленинизма. Последний без труда встаёт на место ориентализма почти во всех рассуждениях Эдварда Саида. По его мнению, ориентализм (марксизм-ленинизм) самым очевидным образом проявляется в академической среде: «Всякий, кто преподаёт Восток, пишет о нём или исследует его, — а это относится к антропологам, социологам, историкам и филологам, — будь то в его общих или частных аспектах, оказывается ориенталистом [марксистом-ленинцем]». Страница 9-я. Эдвард Саид писал свою книгу в 1973-1974-м годах и для читателя того времени эта взаимозаменяемость могла бы выглядеть более очевидной. Что же занимает место концепта Восток в марксизме-ленинизме? Не знаю, но в любом случае – это какая-то песчинка, не дающая покою ему, а может быть, всей культуре. «Правда, сегодня специалисты предпочитают ему [ориентализму, марксизму-ленинизму]… «восточные исследования» …или «страноведение». …[но] даже если его нет в прежнем виде, ориентализм [марксизм-ленинизм] продолжает жить в академической среде, в доктринах и диссертациях о Востоке и людях Востока». Страница 9-я. Кроме того, «ориентализм [марксизм-ленинизм] – это стиль мышления, основанный на онтологическом и эпистемологическом различении «Востока» и (почти всегда) «Запада» …значительная часть авторов, среди которых есть поэты, писатели, философы, теоретики-политологи, экономисты и имперские администраторы, усвоила это базовое различие Востока и Запада в качестве отправной точки своих теорий, стихов, романов, социальных описаний и политических расчётов в отношении Востока, его народа, обычаев, «ума», судьбы и т.д.». Страница 9-я. Наконец, по мнению Эдварда Саида, «ориентализм [марксизм-ленинизм] можно считать корпоративным институтом, направленным на общение с Востоком – общение при помощи высказываемых о нём суждениях, определённых санкционируемых взглядах, его описания, освоения и управления им, — короче говоря, ориентализм, — это западный стиль доминирования, реструктурирования и осуществления власти над Востоком». Страница 10-я. Ориентализм, таким образом, а значит, и наш марксизм-ленинизм, — на этом термине, правда, после всего сказанного нет смысла настаивать, — есть мысляще-правящая корпорация — одна из отраслей, поскольку сторон света четыре и есть ещё Север, Юг и Запад, мысляще-правящего класса. В силу этого, по-видимому, ориентализм накладывает на мысль определённые ограничения: «Коротко говоря, из-за ориентализма Восток не был (и не является до сих пор) свободным предметом мышления и деятельности». Страница 10-я. Что до сих пор не является «свободным предметом», ладно деятельности, мышления? Узнать бы, чем является песчинка для русской мысляще-правящей корпорации! Тогда бы у меня был синоним для словосочетания «концепт Восток».

Comments are closed.